О проведении Всероссийской научно-практической конференции «Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка как неродного: опыт и перспективы»

Обсуждение современных проблем в области преподавания русского языка как неродного прошло на Всероссийской научно-практической конференции «Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка как неродного: опыт и перспективы», состоявшейся 7–8 ноября 2017 года в Дагестанском научно-исследовательском институте педагогики им. А. А. Тахо-Годи в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы. Организатором конференции выступил сектор русского языка и литературы института.

В работе конференции приняло участие 150 ученых, педагогических работников и сотрудников муниципальных органов управления образованием, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов профессионального образования, представляющих научные и высшие учебные заведения Москвы, Махачкалы, Владикавказа (РСО-Алания), Белгорода, Липецка, Краснодара, Волхова (Ленинградская область), Симферополя (Республика Крым), Кемниц (ФРГ), Караганды (Казахстан), Прешов (Словения), Ташкента (Узбекистан) и др.

В рамках конференции проведено обсуждение следующих вопросов:
– особенности функционирования русского языка как языка межнационального общения в полиэтническом регионe;
– совершенствование преподавания русского языка в условиях билингвизма;
– возможности и перспективы билингвального образования;
– проблемы развития национально-русского билингвизма в современной России;
– лингводидактические предпосылки обучения русскому языку в условиях билингвальной начальной школы в контексте ФГОС НОО;
– совершенствование преподавания русского языка в условиях билингвизма;
– этнолингвокультурологический подход в преподавании русского языка и литературы в полиэтническом регионе;
– инновационные и традиционные методы и приемы преподавания русского языка как родного и неродного;
– изучение литературы и фольклора в контексте диалога культур;
– программы, учебники и другие средства обучения, обеспечивающие образовательный процесс преподавания русского языка и литературы
– вопросы истории методики преподавания русского языка как неродного.

Конференцию открыла заместитель директора ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи доктор педагогических наук, профессор Меседу Идрисовна Шурпаева. Она поприветствовала участников конференции, обозначила направления работы.

Директор Института языка, литературы и искусств Дагестанского научного центра РАН доктор филологических наук, профессор Магомед Ибрагимович Магомедов выступил на пленарном заседании с докладом «Взаимодействие русского и дагестанских языков: опыт и перспективы», в котором он отметил, что особенностью современной языковой ситуации

Он отметил, что проведение конференции по обозначенной теме в условиях многонационального Дагестана имеет особую значимость. Русский язык, функционирующий в дагестанском социуме как средство межнационального общения, как доминирующий компонент дагестанско-русского двуязычия, как язык, обслуживающий большинство социальных сфер, служит важнейшим фактором интеллектуального и эстетического развития носителя национально-русского двуязычия. Сегодня  трудноразрешимой проблемой является раннее приобщение детей к русскому языку. И попытки, и прецеденты ввода обучения русскому языку в дошкольных учреждениях продиктованы желанием родителей, чтобы их дети хорошо учились в школе. Однако данную проблему нужно решать так, чтобы не были ущемлены интересы родного языка детей, как необходимого средства социализации ребенка. Вот почему любые мероприятия по поддержке каждого из бытующих в регионе языков призваны способствовать оздоровлению духовно-нравственного климата, укреплению согласия и единства в обществе, благополучному, безболезненному, бесконфликтному развитию общественной жизни, мы, в свою очередь, должны приветствовать все позитивные шаги в этом направлении.

Следующим выступающим пленарного заседания стала Светлана Павловна Новодворская, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Многопрофильная гимназия № 38» г. Махачкалы. В своем докладе «Инновационные и традиционные методы и приёмы преподавания русского языка как родного и неродного» она рассказала об особенностях обучения русскому языку в школах Дагестана, о трудностях, которые встают перед учителями-русистами мононациональных школ и школ со смешанным составом учащихся, раскрыла инновационные и традиционные методы и приемы, которые доказали свою эффективность в практике обучения.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ РД «Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей», и. о. зав. кафедрой филологического образования Дагестанского института развития образования кандидат филологических наук Хабибат Ахмедовна Хаджимурадова выступила с докладом «Методический анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в Республике Дагестан в 2017 году».

По ее мнению, основанному на обработке результатов ГИА по русскому языку за последние три года в Дагестане, выпускники стали сдавать государственный итоговый экзамен значительно лучше. Проанализировав результаты ответов по каждому вопросу теста ЕГЭ, она отметила частотные и устойчивые ошибки и выявила наиболее сложные дагестанских учащихся задания. В своем докладе Хабибат Ахмедовна подчеркнула, что учителя в прошлом учебном году большое внимание уделяли вопросам подготовки к ЕГЭ по русскому языку, поэтому результаты экзамена значительно улучшились.

Меседу Идрисовна Шурпаева, заместитель директора Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А. А. Тахо-Годи, доктор педагогических наук, профессор, выступила с докладом «Учебник русского языка как основное средство формирования языковой и межкультурной коммуникации».

Экскурс в историю создания и использования учебников русского языка дал возможность проследить, как развитие общества влияет на развитие учебника, и выяснить зависимость развития образования в национальном регионе от уровня развития методики русского языка и учебника русского языка в частности. При правильном использовании учителем учебника последний превращается в действенное средство обучения, определяющее понимание механизма формирования языковой и межкультурной коммуникации, поэтому в подготовке будущего учителя русского языка должно уделяться особое внимание рациональному использованию школьных учебников.

Заведующая кафедрой теории и методики обучения русскому языку и литературе Дагестанского государственного педагогического университета доктор филологических наук, профессор Рашидат Шахрудиновна Халидова в докладе «Основные проблемы подготовки учителей русского языка на современном этапе» остановилась на основных аспектах обозначенной проблемы. Она раскрыла возможности и охарактеризовала трудности подготовки учителей русского языка в вузах региона, поделилась опытом такой работы в ДГПУ, отметила его роль в патриотическом и нравственном воспитании студентов.

В докладе было отмечено, что при подготовке будущих учителей русского языка как неродного организуются специальные семинары, мастер-классы, конкурсы, им прививаются навыки публичного выступления. Студенты разрабатывают планы уроков, внеклассных мероприятий, готовят проекты и проводят исследования, результаты которых помогают им в работе со школьниками во время прохождения педагогической практики и в последующей профессиональной деятельности.

Заведующий кафедрой методики русского языка и литературы Дагестанского государственного университета доктор педагогических наук, профессор Камал Эфендиевич Джамалов выступил на пленарном заседании с докладом «Учет регионального компонента при обучении фонетике русского языка учащихся-дагестанцев». Он рассказал о новых формах работы, направленных на повышение качества обучения произношению русских звуков учащихся-дагестанцев и на совершенствование профессиональной подготовки учителей русского языка в целом, подробно остановился на применении современных технологий в образовательном процессе и подчеркнул, что на методике обучения русскому языку сказывается как изменение научной картины мира и социально-политической ситуации в стране, так и переход общества в новую сетевую эпоху.

Ведущий научный сотрудник Центра этнокультурной стратегии образования ФИРО (г. Москва) кандидат филологических наук Боргоякова Татьяна Николаевна выступила с докладом «К проблеме обучения русскому языку как неродному (на примере тюркских языков Южной Сибири)». Она подчеркнула, что родной язык является одним из основных компонентов этноса, важнейшим фактором этнической идентичности, как «первое проявление» народного духа. В настоящее время среди групп коренных народов Российской Федерации он утрачивает значение признака, определяющего национальные стандарты, что, в первую очередь, связано со снижением уровня владения родным языком. Уменьшение функциональности родного языка связано с активной миграцией населения в города, где русский язык является доминирующим. Докладчик остановилась на явлении интерференции, сопровождающей изучение русского языка носителями тюркских языков, и приемах и методах обучения, обусловленных этим явлением, и указала на общие трудности, с которыми сталкиваются учителя русского языка как неродного, работающие в условиях моно- и многонациональных регионов.

Старший преподаватель кафедры русского языка Института филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирского  государственного педагогического университета им. М. Акмуллы кандидат филологических наук Олеся Васильевна Тугузбаева представила доклад «Текстоцентрический подход на уроках русского языка в условиях поликультурного пространства (на материале произведений С. Т. Аксакова)».

Она отметила, что в нашем образовании пока недостаточно сформированы условия для подготовки детей в составе многонациональных групп ни на уровне кадров учителей, владеющих методиками работы с двуязычными детьми, ни на уровне учебно-методического обеспечения, ни на уровне нормативов. Анализ материалов ГИА, наблюдения за речью учащихся показывают, что большинство из них в полной мере не владеют навыками создания речевого произведения, затрудняются в выражении своих мыслей, незнакомы с произведениями писателей своего региона. Решение данной проблемы видится в увеличении  количества уроков родного языка, на которых доминирующим будет текстоцентрический подход. Подобные уроки необходимо проводить с использованием дидактического материала текстов писателей, родившихся в Республике Башкортостан, что будет способствовать совершенствованию коммуникативных качеств учащихся в условиях многоязычия.

С приветственным словом к участникам конференции обратился заведующий сектором ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи доктор педагогических наук, профессор Марат Мирзоевич Байрамбеков. Он подчеркнул значимость работы преподавателей русского языка как неродного в условиях многонационального региона, пожелал плодотворной работы участникам конференции, выразил благодарность ее организаторам, высказал слова признательности своему преподавателю Георгию Николаевичу Сивриди, почетному гостю конференции.

Далее работа конференции прошла в секциях: «Языковая ситуация и проблемы обучения русскому и родному языкам во взаимодействии», «Русский язык в образовательных организациях», «Родная и русская литература в полиэтнической школе». Работа секций завершилась круглыми столами: «О статусе русского и родных языков в системе образования» (модератор – Тамара Ибрагимовна Магомедова, доктор педагогических наук, профессор ДГУ), «Проблемы итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) по русскому языку» (модератор – Вазипат Абакаровна Мусаева, кандидат педагогических наук, доцент ДГПУ), «Диалог культур в процессе преподавания русской и родной литературы» (модератор – Заира Гаджиевна Курбанова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи).

Результатом работы конференции стало принятие резолюции с рекомендациями по объединению всех творческих сил для реализации ФЦП «Русский язык» на 2016–2020 гг.

Участники конференции отметили важность проведенного мероприятия, нацеленного на установление диалога между учеными-методистами и учителями, студентами и магистрантами, предоставление возможности перенимать опыт ведущих учителей и ученых, что способствует профессиональному росту участников дискуссии, объединению научного потенциала для решения актуальных проблем методики преподавания русского языка как неродного. Участники получили сертификаты конференции.

Организаторами конференции выступили: Гасанова Марина Давудовна, и. о. директора ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи, к. п. н., доцент; Шурпаева Меседу Идрисовна, зам. директора ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи, д. п. н., профессор; Магомедов Гамидулах Исмаилович, зам. председателя Комитета по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму НС РД, д. п. н., профессор; Байрамбеков Марат Мирзоевич, зав. сектором ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи, д. п. н., профессор; Халидова Рашидат Шахрудиновна, зав. кафедрой ДГПУ, д. ф. н., профессор; Мадиева Заира Зайнудиновна, зав. сектором ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи, к. п. н., доцент; Эльдарова Н. М., с. н. с. ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи, к. п. н.

В рамках работы конференции состоялась экскурсия в г. Дербент с посещением цитадели Нарын-Кала и других памятных мест города. Здесь фоторепортаж с экскурсии.

Оргкомитет конференции выражает благодарность всем участникам и приглашает к дальнейшему сотрудничеству.

Фоторепортаж о конференции …

Эльдарова Н. М., с.н.с. ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *